Механика твердого тела (о журнале) Механика твердого тела
Известия Российской академии наук
 Журнал основан
в январе 1966 года
Выходит 6 раз в год
ISSN 1026-3519

Русский Русский  English English  О журнале | Номера | Для авторов | Редколлегия | Подписка | Контакты
 


Архив номеров

Для архивных номеров (2007 г. и ранее) полные тексты статей pdf доступны для свободного просмотра и скачивания.

Статей в базе данных сайта: 12882
На русском (Изв. РАН. МТТ): 8071
На английском (Mech. Solids): 4811

<< Предыдущая статья | Год 2011. Номер 5 | Следующая статья >>
Климов Д.М., Гольдштейн Р.В. К 70-летию журнала "Инженерный сборник" // Изв. РАН. МТТ. 2011. № 5. С. 174-176.
Год 2011 Том   Номер 5 Страницы 174-176
Название
статьи
К 70-летию журнала "Инженерный сборник"
Автор(ы) Климов Д.М.
Гольдштейн Р.В.
Аннотация

В 1941 г. началось издание журнала "Инженерный сборник". Журнал выходил под эгидой Отделения технических наук Академии наук СССР и Института механики АН СССР. Ответственным редактором журнала был академик Борис Григорьевич Галеркин (в то время директор Института механики АН СССР), редактором - Николай Адрианович Талицких (с именем которого связано становление и развитие основных журналов по механике в АН СССР).

Первый том издан в 1941 г. (первый выпуск подписан в печать 23 января, второй - 9 мая). В военные годы был опубликован и первый выпуск второго тома (1943 г.). На регулярной основе издание возобновилось после войны в 1946 г. с выходом второго выпуска второго тома. Этот выпуск и первый выпуск третьего тома - последние подготовленные при жизни Б.Г. Галеркина (1871 - 1945 гг.) (на контртитулах его фамилия помещена в траурную рамку). Журнал издавали до 1961 г. В период с 1941 г. по 1961 г. его ответственными редакторами были Н.Г. Четаев, А.А. Ильюшин и Ю.Н. Работнов (1952-1956 гг.).

Надо отметить, что издание журнала отвечало насущным потребностям и успехам развития механики и ее инженерных приложений в то время в СССР и в мире. О востребованности журнала и поддержке его издания государством свидетельствуют и возраставшие тиражи (вып. 1, т. I - 1000 экз., вып. 2, т. I - 2000 экз., вып. 1, т. II - 3000 экз. и, наконец, вып. 2, т. II - 4000 экз.). [Для сравнения укажем, что в настоящее время тиражи научных журналов, в том числе по механике, на порядок меньше.]

Интерес к журналу становится понятен, когда знакомишься с его содержанием.

С первого выпуска одно из основных направлений тематики - модели деформирования упруговязкопластических сред, критерии прочности и разрушения материалов и конструкций при сложном нагружении в условиях статических, циклических и динамических, в частности вибрационных, нагрузках. По некоторым темам статьи публиковались на всем протяжении издания журнала. Так, критериям прочности при многоосном нагружении посвящены статьи С.В. Серенсена (1941, т. 1) и М.М. Филоненко-Бородича (1961, т. 31)). И сегодня эта тема по-прежнему актуальна в связи с созданием новых материалов и интенсификацией технологических процессов.

На страницах журнала опубликовано развернутое изложение предложенной А.А. Гвоздевым теории предельных состояний (1948, т. 5), доложенной им еще в 1938 г. на Совещании по пластическим деформациям. Теория А.А. Гвоздева получила мировое признание и послужила основой разработки многих нормативных документов по расчету конструкций и сооружений, используемых и в наши дни.

Издание журнала совпало со временем становления и развития нелинейной механики деформируемого твердого тела. Здесь отметим получившие в дальнейшем продолжение основополагающие работы по теории вязкопластичности (А.А. Ильюшин, 1941, т. 1) и по устойчивости движения сплошных сред (А.А. Мовчан, 1960, т. 29).

Большое внимание уделялось в журнале методам, средствам и результатам экспериментального исследования деформационно-прочностных свойств материалов и элементов конструкций. В этой тематике прослеживаются тесные связи с материаловедами. Например, Н.Н. Давиденков опубликовал обзор по экспериментальным исследованиям механических свойств металлов (1948, т. 5). Критический анализ методов определения динамической хрупкости металлов дан в статье И.С. Ерохина, Е.Ф. Николаева и П.Н. Огибалова (1943, т. 2). Механические характеристики такого важного класса материалов как резины изучены в работе Н.И. Глаголева, С.М. Попова и Г.Э. Проктора (1943, т. 2). A.M. Жуков представил исследование возникновения шейки в образце при растяжении (1949, т. 5). И сегодня изучение, и моделирование локализации деформаций остается актуальным в особенности при наличии в материале нескольких масштабов структуры.

Систематически в журнале публиковались статьи, посвященные обзору, анализу и разработке новейших по тому времени систем для проведения механических испытаний. Здесь отметим весьма содержательные статьи А.А. Ильюшина "Об испытаниях металлов при больших скоростях" (1941, т. 1), Ю.Н. Морозова: "Сверхсильные уникальные испытательные машины" (1941, т. 1) и "Машины Шенка для испытания на переменный изгиб и кручение" (1943, т. 2). Вопросы оборудования и техники экспериментальных исследований в настоящее время находят отражение в специализированных журналах и почти не рассматриваются в журналах по механике.

Множество публикаций относится к другой актуальной тематике, связанной с теоретическим и экспериментальным исследованием проблем колебаний элементов конструкций, сооружений и находящихся с ними в контакте сред. Здесь наряду с исследованиями общего характера (Вынужденные колебания при прохождении через резонанс (A.M. Кац, 1947, т. 3); О вынужденных колебаниях в системах с ломаными силовыми характеристиками (Ю.И. Иориш, 1947, т. 3)) публиковали и работы прикладного характера, посвященные, в частности, проблемам вибрационных воздействий на грунт при движении паровоза и защиты от вибраций, создаваемых на производственной площадке (Д.Д. Баркан, 1946, т. 3 и т. 2). Отметим, что работы Д.Д. Баркана были в числе первых, выполненных в СССР, по проблемам вибрационных нагрузок на конструкции и сооружения. Несмотря на большой прогресс в области виброзащиты и сегодня это направление не потеряло актуальность, в частности, в связи с развитием скоростного и высокоскоростного транспорта, в первую очередь, железнодорожного.

Одно из постоянных направлений журнала - фундаментальные и прикладные проблемы регулирования различных технических систем. Первые работы этого направления напечатаны в 1946 г. (т. 2, вып. 2) и написаны молодыми учеными, погибшими в годы Великой Отечественной войны А.А. Соколовым (погиб в бою под Лугой во время защиты Ленинграда в 1941 г.) и П.К. Кабаковым (погиб во время блокады Ленинграда). Оба автора работали в бюро паровых турбин Ленинградского металлического завода им. Сталина. Работы каждого из них, также как и их совместная статья посвящены различным аспектам систем регулирования паровых турбин. В дальнейшем по теории регулирования в журнале публиковали свои работы многие известные ученые, такие как А.И. Лурье, Я.Н. Ройтенберг и др. Заметим, кстати, что в работах по теории регулирования прослеживается тесное взаимодействие специалистов по механике и математике. Так, А.И. Лурье в совместной работе с Г.Н. Фиалко "Об устойчивости регулирования при наличии запаздывания в измерительном органе регулятора" (1948, т. 4) отмечает, что в своем исследовании они опираются на результаты математического характера, полученные по его предложению известным математиком Н.Г. Чеботаревым, а также результатами молодого в те годы Л.С. Пантрягина.

Свои статьи публиковали в "Инженерном сборнике" в разное время и такие известные ученые как В.В. Болотин, И.И. Гольденблатт, Э.И. Григолюк, Н.В. Зволинский, С.Г. Лехницкий, Н.Н. Малинин, Г.С. Писаренко, Ю.Н. Работнов, В.В. Румянцев, В.И. Феодосьев и многие другие.

Почти в каждом выпуске журнала часть статей посвящена различным аспектам механики жидкостей и газов и ее приложениям в гидротехнике, гидроэнергетике, подземной гидромеханике, прикладной аэромеханике. Не останавливаясь на этих работах, отметим, что читателей нашего журнала могут заинтересовать статьи таких известных советских ученых, как В.А. Архангельский, Л.Г. Лойцянский, М.Д. Миллионщиков, П.Я. Полубаринова-Кочина, Л.А. Симонов, Ю.Н. Шехтман, И.А. Чарный и ряда других специалистов.

В 1961 г. на основе "Инженерного сборника" был создан "Инженерный журнал" - Орган Отделения технических наук АН СССР и Института механики АН СССР. Ему на смену в 1966 г. пришел "Инженерный журнал. Механика твердого тела", c 1969 г. Журнал "Известия АН СССР. Механика твердого тела", ныне "Известия РАН. Механика твердого тела".

Отмечая Юбилей журнала "Инженерный сборник", его вклад в развитие механики и ее инженерных приложений в СССР и в подготовку плеяды замечательных ученых-механиков, мы рекомендуем читателям увлекательное знакомство с его содержанием.

Получить
полный текст
<< Предыдущая статья | Год 2011. Номер 5 | Следующая статья >>
Система OrphusЕсли Вы обнаружили опечатку или неточность на странице сайта, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

119526 Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 1, комн. 246 (495) 434-35-38 mtt@ipmnet.ru https://mtt.ipmnet.ru
Учредители: Российская академия наук, Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-82148 от 02 ноября 2021 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
© Изв. РАН. МТТ
webmaster
Rambler's Top100