Механика твердого тела (о журнале) Механика твердого тела
Известия Российской академии наук
 Журнал основан
в январе 1966 года
Выходит 6 раз в год
ISSN 1026-3519

Русский Русский  English English  О журнале | Номера | Для авторов | Редколлегия | Подписка | Контакты
 


Архив номеров

Для архивных номеров (2007 г. и ранее) полные тексты статей pdf доступны для свободного просмотра и скачивания.

Статей в базе данных сайта: 11223
На русском (Изв. РАН. МТТ): 8011
На английском (Mech. Solids): 3212

<< Предыдущая статья | Год 2017. Номер 3 | Следующая статья >>
К 100-летию со дня рождения В.Л. Бидермана // Изв. РАН. МТТ. 2017. № 3. С. 3-5.
Год 2017 Том   Номер 3 Страницы 3-5
Название
статьи
К 100-летию со дня рождения В.Л. Бидермана
Автор(ы)
Аннотация

ВАДИМ ЛЬВОВИЧ БИДЕРМАН (К столетию со дня рождения (1917-1993))

В апреле 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения видного отечественного ученого-механика и инженера, лауреата Ленинской премии, профессора МГТУ им. Н.Э. Баумана Вадима Львовича Бидермана.

Вадим Львович родился 2 апреля 1917 года в г. Юрьеве-Польском. В 1936 г. поступил в Краснознаменный механико-машиностроительный институт (МВТУ, а ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Его путь в науку и жизнь не был легок. Был репрессирован и погиб его отец, помощник Председателя Правления Госбанка СССР.

В предвоенном 1940 г. он с отличием окончил МВТУ по специальности "Гидравлические машины". Именно школа МВТУ заложила в нем инженерное мышление, когда целью научной разработки становится практическое приложение.

В годы войны В.Л. Бидерман работал инженером-конструктором на Государственном Прожекторном заводе, с 1943 г. учился в аспирантуре МВТУ, а с 1944 г. до конца жизни (с вынужденным перерывом конца 40-х - начала 50-х годов) преподавал в МВТУ на кафедрах "Сопротивление материалов" и "Теоретическая механика".

В 1946 г. в МВТУ он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную расчету цилиндров, нагруженных переменным по длине давлением. После защиты диссертации В.Л. Бидерман проводил интенсивные теоретические и экспериментальные исследования ударного взаимодействия упругих систем с учетом местных контактных деформаций и волновых процессов.

Перейдя в 1948 году волею обстоятельств на работу в НИИ шинной промышленности (НИИШП), В.Л. Бидерман вошел в новую для себя область науки и инженерного дела. Его энергия, талант и знания исследователя, инженерная интуиция оказались не только востребованными в новой отрасли, но и позволили ему заложить основы целого направления науки - механики резинокордных конструкций.

В этот период В.Л. Бидерман разработал теорию сетчатых оболочек для расчета резинокордных конструкций, в частности автомобильных диагональных шин; предложил первые эффективные модели и методы расчета современных шин радиальной конструкции, в значительной мере способствовавшие успешному освоению нового производства; разработал датчики и приборы для экспериментального исследования больших деформаций резиновых деталей и гистерезиса резины при высоких скоростях деформации.

Совмещая с 1956 г. работу в НИИШП с преподаванием в МВТУ, он стал основателем и руководителем отечественной научной школы по механике шин, внеся значительный вклад в развитие отечественной шинной промышленности.

Его докторская диссертация (1958 г.), посвященная разработке методов расчета резинометаллических и резинокордных элементов машин, а также многочисленные статьи по этой тематике, опубликованные в 50-60-е годы в трудах НИИШП и других изданиях, вызывали живой интерес у зарубежных исследователей и активно переводились на английский шинными компаниями при поддержке DuPont и NASA. Заслуженную популярность у специалистов шинной отрасли приобрела книга "Автомобильные шины" (1963 г.), основным автором и редактором которой он являлся [О развитии идей В.Л. Бидермана в механике пневматических шин и резинокордных оболочек см. статью, публикуемую в этом выпуске журнала].

Вторым, а может быть главным, делом своей жизни В.Л. Бидерман считал создание отечественной школы инженеров-прочнистов. Он с огромным энтузиазмом преподавал в МВТУ на кафедре "Сопротивление материалов", включился в написание фундаментальных энциклопедических трудов по прикладной механике "Основы современных методов расчета на прочность в машиностроении" в двух томах (1950-1952 гг.) и "Расчеты на прочность в машиностроении" в трех томах (1956-1959 гг.). Последний был в 1960 г. удостоен Ленинской премии.

В.Л. Бидерман являлся одним из инициаторов организации в МВТУ новой специальности "Динамика и прочность машин" (1961 г.). Для студентов этой специальности Вадим Львович поставил и читал многие курсы: теорию механических колебаний, строительную механику машин, общую теорию оболочек, теорию упругости, теорию устойчивости. Заслуженной популярностью у студентов и специалистов до сих пор пользуются написанные им учебники "Прикладная теория механических колебаний" (1972 г.), "Теория механических колебаний" (1980, 2009 гг.). Вадим Львович был бессменным членом редколлегии серии "Библиотека расчетчика" издательства "Машиностроение", где вышла и его книга "Механика тонкостенных конструкций" (1977 г.), актуальная до наших дней.

Вадим Львович был прекрасным лектором, настоящим кумиром тех, кому посчастливилось учиться у него непосредственно. Многочисленным ученикам Вадима Львовича хорошо известны его готовность решать техническую задачу по существу, доброжелательность в научных дискуссиях, сочетающаяся с требовательностью и научной принципиальностью. Под его руководством подготовлены и защищены 34 кандидатских диссертации, он был консультантом большого числа докторских диссертаций.

В.Л. Бидерман неоднократно участвовал в написании ставших популярными у инженеров справочников, таких как "Справочник машиностроителя" под редакцией Н.С. Ачеркана (1955–1956 гг.), “Прочность, устойчивость, колебания” под редакцией И.А. Биргера и Я.Г. Пановко (1968 г.). Он являлся членом редколлегии журнала "International Journal of Impact Engineering" издательства "Pergamon Press", с 1987 г. входил в состав Российского Национального Комитета по теоретической и прикладной механике.

Получить
полный текст
<< Предыдущая статья | Год 2017. Номер 3 | Следующая статья >>
Система OrphusЕсли Вы обнаружили опечатку или неточность на странице сайта, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

119526 Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 1, комн. 246 (495) 434-35-38 mtt@ipmnet.ru https://mtt.ipmnet.ru
Учредители: Российская академия наук, Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-82148 от 02 ноября 2021 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
© Изв. РАН. МТТ
webmaster
Rambler's Top100